- Поездка на озеро Фролиха в июле 2006 -

Описание и фотографии
После несостоявшейся поездки в Монголию было решено познакомиться с озером Фролиха, расположенном у подножья Баргузинского хребта недалеко от северной оконечности озера Байкал. Собралась команда из шести друзей. Самому младшему туристу по имени Алёнка четыре с половиной года. 32 часа в поезде до Северобайкальска Алёнка восприняла на "ура", это её первая поездка в поезде. В северной столице Байкала нас уже ждёт катер и резиновая лодка. Лодка - чтобы плавать по Фролихе - любезно предоставлена нашими друзьями. Два с половиной часа на комфортном катере, и мы в бухте «Аяя» на другой стороне Байкала.
Восемь километров по тайге с нагружеными рюкзаками и лодкой, переходящей из рук в руки, даются нелегко. На одном из привалов ребёнок, впервые находящийся в таком длинном пешем походе, засыпает прямо на рюкзаке. Ждём полчаса, и с новыми силами в путь. Фролиха встречает нас потрясающими пейзажами и спокойной водой. Лодку мы несли специально для того, чтобы переправиться на другой берег: по рассказам, именно там должны быть хорошие места для стоянки.
Лодка по грузоподъёмности небольшая, поэтому рейсов приходится делать много: один пассажир, один рюкзак. Переправа в самом узком месте имеет определённые сложности. Берега очень мелкие, с торчащими камнями, так что даже лодка без загрузки задевает дном. Приходится далеко забредать с рюкзаком. На середине протоки довольно сильное течение и глубина метра четыре. Переправив всех на противоположный берег, я забираю Алёнку и, еле-еле выгребая против течения, мы выходим на просторы озера.
Компания по берегу отправляется пешком, а мы с Алёнкой берём курс прямо на противоположный мыс, там виднеется какой-то песчаный берег. Вода в озере очень чистая, на дне в основном песок и ил, а вот берега почти все каменные. Мы ищем место для лагеря с песчаным пляжем для купания.
Мыс «Валунный» - отличное место для стоянки. Несмотря на своё каменное название, он имеет отличный песчаный пляж. Кострище, стол со скамеечками здесь уже есть. Ставим палатки и натягиваем тент для кухни. Прямо на месте стоянки стоит деревянная статуэтка - наверное, это местный хранитель. Бурханим и просим хорошей погоды.
Утром солнц. В палатке уже становится невыносимо жарко в 8 утра, спать уже и так не хочется, на свежем воздухе высыпаешься гораздо быстрее. Алёнка, ещё не успев протереть глаза, с восторгом бегает по песчаному пляжу. Место нашего лагеря очень удачное. Во-первых, солнце у нас на лагере практически весь день. Во-вторых, палатки скрыты от ветра за небольшим пригорком, а кухня и пляж обдуваются ветром, поэтому комаров почти нет.
Вода не горячая и не холодная, само то для купания. Масовые заплывы в течении всего дня - просто норма жизни. Песчаный берег постепенно переходит в ил, дно ровное. Вода очень прозрачная. В лагере обнаружили ласты предыдущих отдыхающих, плавать одно удовольствие.
Зайдя в соседнюю бухту, я забросил спининг. Дальше я наблюдал настоящее шоу. Глубина небольшая, видно абсолютно всё. Я вижу щуку, догоняющую мою блесну. Дальше начинается игра, я ускоряю блесну, щука отстаёт, замедляю - она её догоняет и жадно хватает. Обалденное наслаждение от такой рыбалки. Щучка средних размеров с большим шрамом возле хвоста, судя по всему, была блюдом для другого обитателя этого водоёма, в тот раз ей повезло больше.
Когда мы пришли на место этой стоянки, обнаружили 5 банок тушенки. Возник вопрос, зачем столько груза тащить на себе, а потом его бросить. Первая рыбалка ответила на один вопрос. Когда море свежей рыбы - никто тушенку есть не будет. Первая уха. Все здешние берега покрыты настоящим диким луком, он у нас присутствовал в каждом блюде как свежая зелень.
Про местные красоты можно говорить бесконечно. В любую погоду они великолепны! Один день испытал нас дождём, и я не могу сказать, что это было хмуро, это было по-своему прекрасно.
Рыбалка!Именно так и должно называться это занятие. Когда на каждые 2-3 заброса получаешь удовольствие. Я умудрился поймать щуку прямо с места нашей стоянки. Павел, впервые взявший в руки спининг с безинерционной катушкой, с первого заброса вытащил окуня, а с третьего щуку. Я впервый видел сорогу, которая бросается на блесну! Мне, как главному рыбаку, запретили ловить щук - мы просто не успевали их готовить! Это при том, что я и так половину их просто отпускал.
Пару щучек с душком мы решили похоронить с почестями, закопав на соседней косе. К нашему великому удивлению на следующий день на том самом месте мы обнаружили разрытое захоронение. Вокруг всё было истоптано следами хозяина тайги. Да и сама ямка была разлинована медвежьими когтями, что только добавило ужаса слабой половине нашей компании.
Рыбу ловили столько, сколько могли съесть, остальную выпускали. Блюда самые разные: уха и жареная, на рожнах и в фольге на углях. Только что пойманая рыба сразу готовилась. Вообщем, рыба была с утра до вечера. Наелись на год вперёд. С трудом смогли осилить наши скромные запасы тушенки. Мы так и не успели порыбачить на ленка, тайменя, хариуса и даватчана: оставим до следующего раза.
В предпоследний день нашего отдыха пришел циклон, и весь день моросил дождь. Это пошло только на пользу: во-первых, все уже устали загорать и хотелось немного свежести, а во-вторых, природа показала нам себя совсем с другой стороны. Кстати, во время нашей прогулки по берегу мишка залез к нам в лагерь и утащил банку тушенки, оставленную предыдущими отдыхающими. Банку мы потом нашли недалеко от лагеря, продырявленую то ли когтями, то ли зубами. Такое впечатление, что он сидел где-то на горе и ждал, пока мы покинем легерь.
Про мишек можно рассказывать целые истории. Они так и не соизволили нам показаться, наверное, к счастью. А их присутствие мы постоянно ощущали. Сначало он выкопал две щуки недалеко от лагеря, утащил банку тушенки, и, вообще, по побережью мы постоянно обнаруживали свежие следы. Было не по себе. Только Алёнка всё спрашивала «А что, мишка придёт?» глядя на наши бессмысленные обвязывания звериных троп, выходящих к лагерю, верёвками с железными банками.
На отдыхе время проходит быстро. Мы хорошо побурханили вчера во время дождя, и местный бурхан над нами смилостивился. С утра выглянуло солнце, позволив просушить спальники и палатки перед обратной дорогой. Ещё раз накупавшись, выдвигаемся в обратный путь. После переправы, пока сохла лодка, Алёнка ещё наплюхалась в мелкой бухточке, которую местный егерь так и называл «Детская». А вот и свежие следы мишки прямо на переправе, мда-а, живут они здесь.
Всё. Пакуем рюкзаки, уже проще на вес съеденых продуктов, лодку теперь тоже в рюкзак. По камням, корням и болотцам Алёнка идёт уже как опытный турист, просто молодец! К ночи мы доходим до бухты Аяя. Ночуем. С утра за нами вовремя приходит катер, несмотря на сильный туман. В Северобайкальске на ночь остановились у наших друзей. Отличный ужин оказывается может быть и без рыбы.
На следующее утро микроавтобус увозит нас в Нижнеангарск, что в 20 километрах от Северобайкальска. Отсюда стартует корабль на подводных крыльях «Комета». Поперёк Байкал мы уже пересекли, теперь нам предстоит пересечь его повдоль за 12 часов. Попав в город ощущаешь огромный контраст: с одной стороны люди, дома, машины, а с другой - тайга, озеро, медведи.