- Хойто-Гол -
Видеоклип
размер zip файла 13.9 Мб, продолжительность 2.29 мин, DivX 5.x кодек. Кодировщик доступен здесь

Описание и фотографии
Дело было летом, планов было мало. Организм требовал подвига. Вот и решили придумать какую нибудь экспедицию для испытания прочности железных коней, ну и чтобы самим было что вспомнить. План был грандиозен: минеральные источники Хойто-Гол, Долина потухших вулканов и тд. и тп. Собралось два экипажа: Тойота Лэнд Крузер Прадо с четырьмя пассажирами и Ниссан Террано с экипажем из пяти человек. Грузовые отсеки доверху набиты всем, что может понадобиться, в том числе топливом по 80 литров на каждый джип. В моей практике это первый маршрут такого масштаба в качестве пилота. Наши внедорожники оборудованы достаточно прилично: джеки, шноркели, резина на 33 дюйма с МТ-протектором, GPS. Вот только лебёдка одна на двоих :) На крышу Террано буквально перед отъездом прикрутили жигулёвский багажник. После этого вид Ниссана преобразился в настоящий экстим-мобиль. А как иначе может смотреться эта икебана на крыше, состоящая из двух сноубордов, хайджека и канистры с соляркой.
Рано утром 27 июля выдвигаемся из Иркутска. Погода отличная, солнце не только светит, но и греет. Лето, ах лето... По планам два дня на дорогу до Хойто-Гола, два обратно, остальные пять дней - на поиски приключений. Уже двигаясь по гравийке и, недоехав до Орлика буквально километров 20, у Террано срезает болт крепления передней балки. Колесо рисует на песке змейку, болтаясь на одном болте. После долгих раздумий решено притянуть куском стального троса балку к раме, а завтра с утра попытаться доехать своим ходом до Орлика, где должна быть сварка. Ночью нас немного помочил дождик, что несколько затянуло наш подъём, да и вчерашние посиделки у костра тоже внесли свою коррективы. Ниссан шел со скоростью 5-7 километров в час - больше было рискованно. За это время я успел безрезультатно побросать спининг... и пообщаться с местными на предмет сварки в Орлике.
Баир - хозяин автомастерской - настоящий мастер. Сварка, болгарка, а также шпилька, выкрученая из чушки ураловского моста - и примерно через два часа мы уже покидали Орлик. Спустя некоторое время мы выехали на огромное плато усыпаное эдельвейсами. Здесь находится святое место. На высоком столбе - белый лебедь с распростёртыми крыльями. И ещё каменная табличка с буквами неизвестного происхождения. Читать по-ихнему мы не умеем, бурханим, едем дальше. Снова Бурхан и снова бурханим... и снова, и снова. На обратном пути пытался вспомнить дорогу - не получилось. Вот оно болото, про которое я так много наслышан. Говорят, это самое сложное препятствие на пути к Хойто-Голу. Дождь усиливается. Сдуваемся до чуть больше единицы. Болото почти квадратное, пересекать нужно по диагонали, метров 500-700. Лебедится абсолютно не за что. Террано идёт первым. Если сядет, буду вытаскивать его лебёдкой назад. Если проскочит - буду тянуться за него. Штурманы поработали отлично. Выписывая огромные круги по болоту, искали объезды огромных траншей, оставленных застрявшими Уралами. Лебёдку размотали всего один раз. Воодушевлённые подвигом, поблагодарили Бурхана традиционным способом и, неотходя от кассы, пристроили Ниссан в ближайшем говнище.
Идёт дождь, вроде не сильный, но уже довольно долго. Не покидают мысли про броды. Шноркель, поставленый накануне, пока ещё не прошел боевое крещение.
Мерзопакостный дождь и не собирался прекращаться. Он лил и лил, а мы очередной раз разматывали и разматывали лебедку. И казалось этому не будет конца. Дальше дорога превратилась в огромные колеи с отпечатками мостов от Уралов, и всё это, обильно вымоченное дождём, представляло непроходимое препятствие для наших уже казалось совсем не внедорожников. Усталость начала брать своё. Окончательно вымотанные, промокшие до нитки, уже в темноте мы доползли до первого брода. Однако будем плавать! Утро вечера мудренее. Ночуем на этом берегу. Отличная полянка на обрыве у реки. Рано утром мимо лагеря прошел Урал с пассажирами. "Дядя Коля", - представился пилот этого агрегата. Бурханим. Как выясняется, он самый пожилой проводник в этих местах, ему за 60! И он вполне комфортно чувствует себя за рулём, естественно с бурханской поддержкой :) Урал рванул вниз с этого обрыва, грозно рыча и бурля выхлопной трубой, скрывшейся под водой, по дуге пересёк брод и оказался на острове. Чтобы не корячиться по пенькам, местные преодолевают ещё пару бродов: сначала на остров, потом с него. Мы предпочли пеньки. Промазав все соединения воздухозаборной системы герметиком, мы двинули в сторону нашего первого брода.
Водная преграда представляла собой реку, бегущую прямо навстречу, протяженностью под сотню метров. Справа прижим, слева река в несколько десятков метров шириной. Ехать приходилось медленно, вода и так захлёстывала на капот. Несмотря на всю герметизацию, я вылил из воздушного фильтра с полстакана воды. А дальше пошли лужи, в которых капот снова нырял под воду, валунники и снова колеи. Второй брод. Река поперёк дороги, но глубже и активнее. Штурман не в состоянии устоять на ногах даже возле берега, не говоря уже про середину потока. Со слов дяди Коли, ниже должен быть брод попроще. Производим пешую разведку. Есть! Сначала проходим одну протоку по течению на остров, а потом с этого острова против течения другую протоку. Если дождь не перестанет, на обратном пути мы тут встрянем по полной программе. Вернувшись к основному броду уже с другой стороны реки, встречаем Урал с туристами. Он как раз пошёл через основной брод. Я вас умоляю, зрелище не для слабонервных. Посреди реки оказалась ещё и яма. Представляете себе военный Урал в ревущем потоке с водой по самый кузов. Снова бурханим, а как иначе? Колеи, колеи, лужи, лужи. Работа на износ. Темнеет. Идёт дождь. Большие валуны и каменные реки. Аккумулятор кипит от нагрузки, лебёдка отдыхает очень редко. Уже устал искать четыре точки чтобы не получить очередной удар под днище. Ночь. Дождь не перестаёт. Ночевать негде, идём до победного. Ещё одна небольшая речушка, поворот направо, и в свете фар выплывают несколько небольших домиков. Хойто-Гол! Дальше не помню, наверно выпил.
Утро. Дождь. Шесть небольших уютных домиков. Мы заняли два свободных. Наши два железных коня, уделаных не на шутку, вызывают восхищение у окружающих. Попытка завести Прадо оказалась безрезультатной. Аккумулятор окончательно сдох - доканала лебёдка. У Террано две батареи. Снимаем одну для Прадо. Несмотря на нарушение графика движения, первый день решаем отлежаться в лагере, тем более что погодка соответствует. Минеральные источники, хоть и не совсем горячие, всё равно дарят нам полный расслабон и нирвану. За хорошую погоду наливаем коньяк прямо в источнике. К вечеру уже светит солнце, настроение поднялось. Народ пошел прогуляться по окрестностям, а я вышел на речку и в течение часа выдернул тридцать небольших хариусков. Завтра не помешает совершить ещё один маленький подвиг.
Собственно подвиг заключается в следующем: шесть человек, большинство из которых на лошадь взгромоздились в первый раз, решили совершить небольшую прогулку на 50 км (для бешенной кобылы 100 вёрст не крюк) в Долину потухших вулканов. Два нешуточных перевала, броды, пара верховых болот и просто тропа, усыпанная камнями. Подвиг состоялся :)... Оставшиеся два дня я провёл в минеральном источнике, пытаясь привести в чувство то, на чём обычно сидят.
Другая наша группа, вооружившись сноубордами, отправилась покорять небольшой снежник. Снежник представлял собой полукруглый склон, уходящий в вертикальный обрыв, с каменной россыпью внизу и озером, образованным таянием этого самого ледника. Экстремалы все живы и заадреналинены.
Вулканы! Они великолепны! Как я потом выяснил, им несколько тысяч лет. Вулкана два: Перетолчин и Кропоткин. Абсолютно правильная конусная форма. Глубокий кратер и потрясающей красоты лавовая река. Не хватает только извержения и динозавров, в ужасе носящихся по здешним долинам.
Время поджимает - пора в обратный путь. Вчера вечером в Хойто-гол пришел очередной Урал с туристами. Водитель рассказал, что эту ночь он и ещё две машины провели в том самом болоте, которое мы так удачно проскочили в прошлый раз. Всё, говорит, удивлялись, "чьи это следы таких маленьких колёс?", - это он про мой гудрич 33-го размера. Дорожка конечно подсохла, но в целом её сложность нискольно не уменшилась, валуны никуда не исчезли, броды хоть и спали, но незначительно, а лужи как были, так и остались. В одной из таких луж, погрузившись на метр, получил удар в задний бампер. Трёхмилиметровая нержавейка сделала "бух" и встала "домиком". Про алюминиевые подножки можно даже не рассказывать. Должен ли экспедиционный автомобиль быть в железе? - этот вопрос у меня больше сомнений не вызывает. Первую ночевку на обратном пути сделали в уже известном нам месте на берегу живописной реки.
Ранним утром выдвигаемся в сторону болота, там нас должен ждать сюрприз от Уралов. К моменту прибытия к последнему серьёзному препятствию дождь не на шутку разошелся. И мы увидели старую картину с новыми дополнениями. Старое - это то, что на болоте снова идёт дождь. А новое - это то, что теперь у нас нет ни единого шанса даже петляя пробраться на ту сторону. Видимо Уралы, заметив наши петляния в поисках объезда, двинули нашим маршрутом и нарыли такого, что теперь наш джип просто помещается в этой яме целиком. Делать нечего - будем штурмовать. Ниссан с разгона влетает в яму..., ну и остаётся там, беспомощно вращая американской грязевой резиной 33-го размера. Штурманы в поисках чего нибудь прочного для лебедения находят гениальное приспособление, которым водители Уралов вытаскивают свои вездеходы. В том направлении, куда нужно ехать, копается яма поперёк глубиной больше метра. В неё погружается бревно, а за это бревно привязывается трос. Поскольку яма заполняется водой, и бревно плавает, желательно его ещё и притопить. В-общем, это проблема штурмана. Дальше дело техники. Через блок я вытаскиваю лебёдкой Терраника из этой засады, а потом и себя за это же бревно. Давление в шинах меньше единицы. Чавкающий дёрн при движении погружается примерно до диска и заполняется водой. Долго ли, коротко ли, но мы сделали это. Правда Террано в самом конце болота ещё раз хорошенько пристроился, да так, что Прадо пришлось привязывать к дереву и полностью распускать лебёдку. Только после этого я смог его вызволить. А дальше довольно нудный участок всякой разной дороги, но она нам уже не кажется сложной.
Снова Орлик, и снова солнце! Кто что: шоколад, пиво, шампанское. Едем дальше. Ещё одна остановка в кафешке возле Белого Иркута. Зацепили самый край уходящей грозы. Обалденная двойная радуга на фоне гор. Плотно перекусили местными позами, очередной раз махнули закипевший аккумулятор (лебёдка постаралась). Домой. Что такое 350 км асфальта со скоростью 120 - всего-то раз в пятьдесят быстрее чем на некоторых участках в сторону Хойто-Гола. Даже не спрашивайте зачем нам побитые машины и отдых на износ. Мы по-другому не умеем, и нам так больше нравится.