- Вокруг озера Хубсугул, через Дархатскую котловину.
Монголия 2005. -

Карта пройденного маршрута

Описание и фотографии
Самбайну - "здравствуйте" по-монгольски. В самом начале августа 2005 года на одном вездеходе отечественного производства, укомплектованым дизельным двигателем и механической коробкой от джипа марки Тойота, экипаж в составе трёх человек отправился покорять просторы Монголии. Основные цели, которые мы преследовали: увидеть как можно больше достопримечательностей и попытаться найти и поймать уже ставшей экзотической рыбу таймень. 350 километров до границы с Монголией. Пройдена таможня и.. то, что мы совершенно в другом государстве видно невооруженным глазом. Первое, что бросается в глаза - асфальт закончился и, по-видимому, до нашего возвращения в родное государство не появится. Второе - это восхитительные животные - яки: по сравнению с нашими коровами они явно больше по размеру, при этом остаются достаточно динамичными и предпочитают не встречаться не только с машинами, но и с посторонними людьми.
Первый посёлок на нашем пути - это Ханх, расположен прямо на берегу озера Хубсугул. Озеро находится на тысячу метров выше озера Байкал, и, с первого взгляда, очень похоже на своего старшего брата. Прозрачная вода и невысокие горы очень похожи на пейзажи Малого моря озера Байкал. В Ханхе мы ищем человека, который может помочь нам в пойсках мест обитания тайменя. Оказывается, что в Хубсугуле вообще тайменя нет, он вероятно есть в реках Дархатской котловины. Дорога, вернее отсутствие туда прямой дороги, если конечно не ехать туда вокруг всего озера(порядка 400 км), ставит нашу задачу в раздел невыполнимых. После некоторых поисков командир нашей экспедиции находит проводника, который за соответствующее вознаграждение обещает довести нас до мест, где по его словам есть эта рыба. Договор вступает в силу и мы выдвигаемся в сторону перевала, который отделяет нас от Дархатской котловины.
По словам проводника несколько недель назад по этому маршруту прошел местный УАЗ, его следы мы переодически встречали. Перевал высотой 2358 метров даётся нам нелегко. Лебёдки у нас нет, да и в этих местах в ней нет смысла, лебедиться не за что. Из всего джиперского вооружения только лопата и Хай-джек(домкрат высотой полтора метра). Водитель, понимая всю серьёзность этой авантюры, едет очень аккуратно и, тем не менее, несколько раз мы воспользовались услугами нашего вооружения. Поднимали домкратом то заднюю часть УАЗа, то переднюю, колею закладывали камнями. С одной такой засадой провозились несколько часов. Набежавшая тучка часа два поливала нас дождём и посыпала градом.
Переодически нам встречаются местные аборигены, едущие на лошадах через перевал. Их изумлённые лица лишний раз подтверждают авантюрность нашего мероприятия. Нашего проводника зовут Хурлы. По-русски знает несколько слов, примерно столько же, сколько мы по-монгольски. Я думаю, эти трое русских для него остались полной загадкой. Поистине, русский человек творит чудеса. Хурлы просыпался с первыми лучами солнца, мы дрыхли до 11, а потом до часу ночи катались на УАЗике по монгольским степям в кромешной темноте в поисках дороги. Он совсем не пьёт спиртное(кроме своих традиционных напитков), мы же пьём перцовку, закусывая банановыми чипсами. За всё время пребывания в этой стране мы ни разу не видели купающегося монгола, мы же купались в Хубсугуле нагишом средь бела дня. Так что есть вероятность, что через некоторое время появится легенда, как трое сумасшедших русских на одной машине козьими тропами объехали вокруг Хубсугула. На одном из кардонов, когда местный страж узнал про наш маршрут, он долго-долго качал головой, что-то причитая на своём наречии.
Вернёмся к нашему походу. Подъём в перевал кроме болот был насышен каменными россыпями, крупные валуны были сдвинуты на обочину условной дороги, и выстроеные из них пирамидки показывали направление движения. На подъёме встретили пару ледников и несколько зеркальных озёр ледникового происхождения. Перевал мы всё-таки взяли. Дальше начинается направление на карте, обозначеное грунтовой дорогой. Назвать это дорогой очень сложно, но какие-то черты колеи в ней все-таки просматриваются. На спуске мы встречаем место под названием Або - святое место поклонения местного населения, покорившего перевал. Такие Або есть почти на всех более-менее крупных перевалах.
Ночёвка на спуске в полосе леса, а с утра нас ждет Дархатская котловина. Это сложно представить - это нужно увидеть! Котловиной называется огромное пространство плоской формы с заливными лугами, окруженное горными хребтами. Чувство уюта и свободы одновременно испытываешь, находясь в этом месте. При движении по котловине остановились перед очередным небольшим бродом. Я решил проверить наличие рыбы в этом небольшом водоёме. Брошеный на поверхность воды паут был проглочен рыбой явно не хилых размеров. На моё предложение забросить удочки экипаж неохототно согласился.
Первая же мушка моей снасти осталась в подарок здешнему обитателю. Сделав самую примитивную снасть из лески 0.25 мм и крючка, наживив на него паута, я отправился на охоту. Хариус! Весом грамм 800! Такого я ещё не видел. Он гонял меня по реке словно крупная хищная рыба. Потом был второй, третий... и несколько оторваных крючков. Самое удивительное, что ширина этой реки три-четыре метра, а удочка у меня шесть. Время поджимает, наша цель таймень. Жаль, но мы уезжаем с этой фантастической реки Дархатской котловины.
Недолгая остановка у друзей нашего проводника. Чай с молоком яка и, не помню как называются, монгольские лепёшки. Вкус предложенной нами перцовки некоторыми местными был воспринят очень даже положительно. Сделаю несколько фотографий «домашних» животных, и выдвигаемся дальше. Путь нам преграждает приличных размеров река. Шноркеля у нас нет, поэтому большой риск остаться в чужой стране с мёртвой машиной. Мастерство нашего рулевого - и брод пройден успешно. Далее дорога ведёт нас на возвышенность, с которой открывается вид на котловину. Здесь находится место - святая святых местного населения. Наш проводник проводит целый ритуал.
    
Ещё пара часов пути, и в кромешных сумерках мы выходим на берег реки, к которой так долго стремились. Уставшие, в свете УАЗовских фар разбиваем лагерь. Всё - отбой. На утро, как водится, капитально выспавшись, накачиваем резиновую лодку, устанавливаем мотор, готовим снасти. Начальником лагеря остается Хурлы, мы же собираемся пройти вниз по течению с целью разведки. Закинув пару спинингов, и идя на малом ходу(называется "ловля дорожкой"), после достаточно продолжительного времени, я ощущаю первую поклёвку. Сопротивление было не очень достойным, и экземпляр весом около двух килограммов с помощью сачка попадает в лодку.
Сомнений нет - это ленок. Пробороздив 15 километров вниз по течению, мы возвращались в лагерь с тремя трофеями. Наверно это был своего рода знак: три рыбака поймали три рыбы, причём каждый. Наша уверенность в том, что это были ленки, была развеяна нашим проводником в пух и прах аргументами, не требующих доказательств. Дело в том, что из нас никто никогда до этого не видел настоящих тайменей. Вот так, сами того не ожидая, мы выполнили одну из главных задач нашего путешествия. Конечно хотелось поймать экземплярчик кило этак за десять, но такие нам не попадались. Самый крупный был около четырёх кило. Три дня рыбалки на эту замечательную рыбу пролетели быстро. Я высказываю предложение возвращаться по длинной дороге вокруг озера Хубсугул.
Три дня очень тяжелой дороги, организм как будто побывал в центрифуге. Несчётное количество пройденых перевалов. Огромное количество мелких животных и птиц попадали в наше поле зрения по дороге. Последнее серьёзное препятствие - река Ханх. От прошедших дождей она подняла свой уровень и усилила течение. Местный УАЗ-головастик запросил помощи в случае неудачной попытки штурма. Он не дошел и до середины реки, пришлось его возвращать на родной берег. На дворе ночь. Утро вечера мудренее. Отбой, а с утра посмотрим. По-утру вода спала сантиметров на десять, и очередной раз рискуя нахлебаться воды, мы всё-таки штурмуем Ханх. До сих пор мы ехали на своей солярке и еле дотянули до Ханха. Эдесь есть заправка. Зрелище не для водителей японских авто. Шланг один, из него наливают и соляру и бензин по очереди, просто повернув вентиль на цистерне. Сама накачка производится металической ручкой, крутишь - бежит, монгольский ЮКОС.
Одно фото на память с нашими уже ставшими не новыми знакомыми и, ещё раз взглянув на Хубсугул, наш надёжный друг Уазик уносит нас в сторону Российской границы.