- Старая Байкальская железная дорога -

Описание и фотографии пешего похода. 2000 г.
Давно бродила мысль пройти пешком по Старой Байкальской железной дороге. Наконец, в августе 2000 года вдвоём с моим другом мы сошли с корабля в порту Байкал. Нам предстояло пройти около восмидесяти километров по шпалам.
Туристическая тропинка, которая когда-то шла вдоль железки, была перепахана трактором, который возил столбы для линии электропередач. Уже несколько лет идёт строительство линии для порта.
По плану, мы должны были проходить около двадцати километров в день - с остановками на обед, купанием и рыбалкой. Ну и, конечно, знакомством со всеми достопримечательностями.
Масштабы стройки прошлого века просто фантастические. Объёмы работ, а это именно тяжёлые работы со скальными породами, невероятны. В этих местах трудились вольнонаёмные люди, каторжников не допускали к взрывному делу.
На этой фотографии видны пять основных сооружений в один ряд. Тоннель, галлерея, подпорная стенка, мост и волнолом.
Чтобы пройти вдоль всего этого, достаточно нескольких минут. Сложно представить, сколько вложено сил в строительство этих сооружений.
Есть одно интересное место: одна колея дороги проходит по тоннелю, а вторая проходила по железному мосту. Сейчас моста уже нет. А из тоннеля на обрыв скалы выходит грот. По его каменным стенам можно оценить, как кирками и кувалдами долбили породу в скале.
Когда-то, давным-давно, по этому железному пути с грохотом и клубами дыма проносились вот такие железные исполины. В самые активные времена использования дороги количество проходящих составов за сутки приближалось к пятидесяти!
Сейчас этот железный памятник является экспонатом под открытым небом. Проржавевший котел его паровой машины ещё сохранил надпись завода изготовителя и страну - "Made in USA"
Всё побережье вдоль КБЖД состоит из скальных пород, от того и такое большое количество тоннелей. Почти вертикальные стены скал, уходящие в глубины озера. Во время похода мы довольно часто купались. Вот отплываешь от берега метров на десять, а под тобой бездна.
На ночлег устроимся здесь, у потрясающего старого моста. Дорога, прошедшая по мосту, почти сразу попадает в очередной тоннель.
Я не знаю, как часто ремонтируют подобные сооружения на этой дороге. Судя по самой дороге, вряд ли вообще здесь кто-то что-то делает. Но мост в отличном состоянии, а ему уже век!
Самый длинный тоннель имеет протяженность около 800 метров. Во времена его строительства не было всяких модных Бошей и Макит, всё делалось вручную. Вот кирками и кувалдами этот тоннель и строили два года.
Весь маршрут был пройден нами за три с половиной дня. Я и по сей день не перестаю удивляться грандиозности этого проекта.
Около 50 тоннелей и арок, большое количество мостов, галереи и подпорные стенки, при этом всё это было возведено практически вручную. Суперпроект начала прошлого века!

Фотографии автопробега по льду озера. 2003 г.

Фотографии железнодорожного тура. 2005 г.