- Поход через перевал Шумак к минеральным источникам -

Описание и фотографии
Наконец-то сбылась давняя мечта посетить местность под названием «Шумак». Отправились мы в эти святые места втроём с моими друзьями. Шли, ориентируясь по картам и тропам. За первый день, вернее за 5 часов похода, пройдено 12 км. Ближе к ночи разбили лагерь у лесных озёр. На озёрах познакомились с питерцами, дальнейший маршрут мы прошли вместе.
На следующий день, основательно выспавшись, дошли до границы леса по долине реки Эхегер и попали под дождь, который ночью превратился в ливень. Палатка нас не подвела, и сушить пришлось только её. На утро, подкрепившись, выдвинулись в сторону перевала. Ливень прошлой ночью сильно поднял уровень реки, выручили местные на лошадях. Переправа не заняла много времени - 50 р. с носа, и мы на другом берегу.
В дали показалась седловина перевала Шумак, кое-где ещё видны ледники. Снова пошёл дождь. Штурм перевала мне не показался очень сложным. Высота по GPS 2760 метров над уровнем моря. Вид открывается потрясающий, несмотря на непрекращающийся дождь. Внизу видны два озера изумрудного цвета, а склоны здешних гор, несмотря на каменную составляющую, не выглядят однотонными. Белые пятна ледников на склонах являются началом реки Шумак.
Спуск с перевала оказался гораздо сложнее подъёма: крутой склон, засыпанный большими камнями. Перевал позади. Пройдя по берегу зелёного озера, мы уходим в долину реки Шумак. Дождь постепенно прекращается, оставляя расквашенную тропу в зоне начинающегося леса. В тот день мы дошли до водопада. Слов нет... я такого ещё не видел. Эта небольшая речушка превратилась в настоящего богатыря, обрываясь с высоты больше 20 метров. Ночевка под шум водопада.
Пошел четвёртый день похода, сегодня есть шанс добраться до поставленой цели. Вдоль реки по камням, по размытому ручьями склону, перебираясь через бурные притоки Шумака, за несколько часов мы увидели перекинутые через реку брёвна: это мосты к источникам. Немного побродив по здешнему лагерю, нашли отличный домик с пустующей комнатой. Он и стал нашим жилищем на время нашего пребывания здесь.

Места, где находятся источники, очень похожи на сказку. На одном квадратном метре может находиться два-три источника совершенно разных по вкусу. Источников больше сотни: часть из них подписаны, часть просто пронумерованы. Нам очень повезло с гидом - женщина не молодая и не очень спортивная, но энергии можно только позавидовать, её имя Надежда. Она, находясь здесь каждый год, начиная с 1996 года, провела для нас экскурсию по здешним местам, подробно рассказав про источники. Вообще здешние люди поражают своей жизнерадостностью, здороваются абсолютно все, как будто все уже давно друг друга знают.
Источники лечебные: берёшь кружечку, и за полчаса перед едой совершаешь традиционный обход, попивая из каждого по паре глотков. Есть даже источник с надписью "Похмелье" :). На самом деле назначение у него несколько другое: считается, что он выводит шлаки из организма. Возле большинства источников разные подарки с надписями от благодарных людей святому Шумаку. Там, где все целебные струйки сливаются воедино, есть небольшая лужица с лечебной грязью.
Осталось ещё немного пороха в наших пороховницах, поэтому решено штурмануть ещё один перевал прямо над источниками, его имя «Три капитана», высота 2550 метров. Надо же заглянуть, что там за перевалом. Около трёх часов подъёма вместе с привалами. Взору открываются вершины и хребты самых причудливых форм и расцветок, почти круговой обзор впечатляет своей бесконечностью.
Время бежит, и нам уже пора возвращаться. Погода во время отдыха ни разу нас не подвела, и на обратном пути перевал предстал перед нами в ярком солнечном свете. Ярко-синие цветы на фоне изумрудного озера и слепящие белизной ледники добавили красок в картину перевала. Штурм крутого склона не был лёгким, но организм уже привык к подобным трудностям, и перевал очередной раз взят. Полюбуемся ещё разок сногсшибательными видами - и вниз.
Обратная дорога занимает всего два дня. Опыт, знание дороги, расчёт своих сил и адаптация организма. Организм явно обновился: чистейший горный воздух, минеральные источники, солнечные ванны, вывод всех шлаков при штурме серьёзных препятствий и просто лицезрение всего этого великолепия... В город возвращаться не хочется.